Литературно-музыкальный очерк о творчестве Б.Пастернака
«Каждое слово — мелодия»
Мария Кириллова художественное слово
Наталья Селяткина фортепиано
Борис Пастернак мечтал стать музыкантом. Мечта не сбылась и не увела от истинной судьбы. Но музыка навсегда стала заветной личной темой поэта. Сочинять музыку Борис начал с 13 лет. Музыкальные сочинения Пастернака заслужили одобрение его кумира Скрябина. Ему предсказывалось композиторское будущее, но Пастернака удручало отсутствие абсолютного слуха. Он оставил музыку оправданно для себя, неожиданно и огорчительно для окружающих. Вместо музыки в его жизнь решительно входила поэзия.
На пути осознания своего предначертания непростым оказался выбор между музыкой и философией, между философией и поэзией. Пример родителей, добившихся высоких профессиональных успехов неустанным трудом, отозвался в Пастернаке стремлением во всём «дойти до самой сути, в работе, в поисках пути…»
С 1912 г. Пастернак начал заниматься литературной деятельностью. Среди знакомых семьи Пастернака особую роль сыграл поэт Р.М. Рильке. Увлечение его творчеством формировало поэзию Пастернака. Огромное значение в его жизни имел Маяковский, неизменно ценивший Пастернака. Несмотря на расхождения и даже небольшие ссоры, Маяковский и Пастернак уважали друг друга и признавали каждый другого большим талантом.
Разнообразие ритмики, умелое сочетание в одном небольшом произведении различных тем и вариаций, богатая инструментовка стиха — все это делает музыкально-выразительной поэтическую технологию Пастернака. Лирике его присуще стремление давать два параллельных разреза образа, два параллельных мотива, две параллельные стороны одной и той же темы. Крупное поэтическое дарование Пастернака обусловило за ним репутацию большого и своеобразного поэта, оказавшего влияние на советскую поэзию.
Вершиной своего творчества как прозаика Б.Пастернак считал роман «Доктор Живаго», создаваемый им в течение десяти лет. Роман являет собой широкое полотно жизни российской интеллигенции на фоне драматического периода от начала столетия до Великой Отечественной войны.
«Чудотворство поэтов состоит в том, что они увековечивают жизнь – всё бывшее, всё существовавшее, всё то, что несло на себе печать хрупкого чуда жизни, они воплощают в своём художественном мире. И тем самым спасают от забвения. Так они, поэты, побеждают смерть».
В программе: поэзия, письма разных лет, эссе «Шопен», автобиографическая проза Б. Пастернака, музыкальные произведения А. Скрябина, Ф.Шопена, Б.Пастернака, Р.Вагнера, И.Брамса, вальс из кинофильма «Доктор Живаго» Ж.-М. Жарра.