Абонемент № 7 «Маэстро»
К 125 - летию Сергея Прокофьева
Лауреат международных конкурсов Родион Замуруев скрипка
Симфонический оркестр филармонии
Дирижер – заслуженный артист РФ Алексей Воронцов
С. Прокофьев. Концерт для скрипки с оркестром № 2 соль минор, oр. 63
А. Бородин. Симфония № 2 «Богатырская»
Второй скрипичный концерт - последнее произведение Прокофьева, созданное перед окончательным возвращением в СССР. В это время композитор разъезжал с гастролями по миру и одновременно сочинял концерт - главная тема 1-й части была написана в Париже, вторая - в Воронеже, окончательно закончен концерт был в Баку, и премьера была дана в Мадриде.
Концерт полон счастливых мелодических находок - это типично прокофьевское творение, как в смысле эмоционально-образной направленности – от тончайшей лирики до озорства, гротеска, сарказма, так и в смысле использованных средств (характерная интервалика, неистощимая ритмическая изобретательность, темброво-колористические новшества, гармоническая терпкость, четкость формы). Музыка концерта поистине театральна - некоторые его моменты напоминают поздние балеты Прокофьева, особенно Золушку. Концерт начинается с простой мелодии скрипки, связанной с русской народной музыкой, вторая часть - замечательное Анданте, в финале заметные испанские мотивы - главная тема рондо сопровождается при каждом своём появлении треском кастаньет. Премьера концерта состоялась в Мадриде 1 декабря 1935 года. На премьере присутствовал сам автор, скромно сидевший в первом ряду зала местного музыкального общества. Симфоническим оркестром Мадрида дирижировал Эдуардо Фернандес Арбос, известный в те годы испанский маэстро, солировал на скрипке друг композитора Роберт Сетенс, которому, кстати, и было посвящено это сочинение. Едва стихли аплодисменты, маэстро Арбос пригласил на сцену русского композитора. Сергей Сергеевич явно не ожидал приглашения. Он заметно смутился. Но, справившись с охватившим его волнением, встал, машинально дотронулся до галстука, словно проверяя, на месте ли он, медленно, будто нехотя, поднялся на сцену. В зале снова вспыхнули аплодисменты. Раздались возгласы: «Браво! Браво!» Прокофьев умоляющим жестом тщетно пытался успокоить публику…
Вторая симфония Бородина — одна из вершин его творчества. Она принадлежит к мировым симфоническим шедеврам, благодаря своей яркости, своеобразию, монолитности стиля и гениальному претворению образов русского народного эпоса. Композитор задумал ее в начале 1869 года, однако работал над ней с очень большими перерывами, вызванными как основными профессиональными обязанностями, так и воплощением других музыкальных замыслов. Первая часть была написана в 1870 году. Тогда же он показал ее своим товарищам — Балакиреву, Кюи, Римскому-Корсакову и Мусоргскому, которые составляли так называемый балакиревский кружок или Могучую кучку (определение их старшего наставника и идейного руководителя искусствоведа В. Стасова). У друзей показанное вызвало подлинный энтузиазм. Горячий и скорый на громкие определения Стасов тут же назвал ее «Львицей». Мусоргский предложил для нее название Славянская героическая. Однако Стасов, задумавшийся уже не над эмоциональным определением, а над названием, с которым музыка будет жить, предложил: Богатырская. Автор не стал возражать против такого толкования его замысла, и симфония осталась с ним навсегда.
Родион Замуруев (скрипка) окончил Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского и аспирантуру по классу профессора И. В. Бочковой. Стипендиат фонда М. Ростроповича (стипендия имени Д. Ойстраха). Лауреат Всероссийского конкурса скрипачей и международных конкурсов им. Т. Варги в Швейцарии, им. Р. Липицера в Италии, им. Роджистера в Бельгии, им.Л. Сигала в Чили, им. И. С. Баха в Германии.
Скрипач выступает с сольными программами, играет с оркестрами и в камерных ансамблях различных составов. Дает концерты в престижных залах Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России, а также в Испании, Германии, Италии, Франции, Люксембурге, Бельгии, Швейцарии, Греции, Чили, Турции, Китае, Японии, Эстонии. Принимал участие в международном фестивале камерной музыки в Тиране (Албания), фестивалях Bourglinster и World Music Days (Люксембург), LogoMusica в Порто (Португалия), фестивалях современной музыки в Салониках (Греция) и в рамках выставки Expo-2000 в Ганновере (Германия). Постоянный участник международного фестиваля современной музыки «Московская осень» и фестиваля «Панорама музыки России».
Выступал в качестве солиста с Государственным академическим оркестром России им. Е. Ф. Светланова (дирижер М. Горенштейн), Московским симфоническим оркестром (дирижер В. Зива), оркестром Vino del Mare (Чили), Камерным оркестром Лейпцига, Белградским филармоническим оркестром, Литовским симфоническим оркестром, с оркестрами многих городов России (Рязань, Нижний Новгород, Петрозаводск, Самара, Саратов, Белгород, Ярославль и другие).